ГоловнаСвіт

Росія затягує в ЄАЕС Монголію

Российская Федерация пытается использовать кризис в Монголии для склонения ее к интеграции в Евразийский экономический союз. Это позволит Кремлю на геополитическом уровне продемонстрировать возврат к советскому периоду влияния в регионе.

Президента Монголии Цахиагийн Элбэгдорж встречают по прибытии на саммит в Уфе, Республика Башкорстан, РФ, 9 июля 2015 г.
Фото: EPA/UPG
Президента Монголии Цахиагийн Элбэгдорж встречают по прибытии на саммит в Уфе, Республика Башкорстан, РФ, 9 июля 2015 г.

Российская Федерация пытается использовать кризис в Монголии для склонения ее к интеграции в Евразийский экономический союз. 

Пресс-служба ЕАЭС заявила о том, что Монголия рассматривает вопрос вступления в эту организацию. Заявление последовало после встречи Посла Монголии в России Банзрагч Дэлгэрмаа с председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тиграном Саркисяном. Стороны договорились вернуться к этому вопросу в октябре.

Экономической целью Кремля может быть предоставление Монголией преференций и лучших позиций российским добывающим компаниям, которые в настоящее время проигрывают на территории Монголии японским и китайским компаниям. 

Стоимость наиболее крупных месторождений угля, меди, урана, редкоземельных металлов и зо­ло­та Монголии оценивается в сумму 2,74 трлн.долл. Сырьевые ресурсы на территории данной страны востребованы в КНР и связаны с китайской экономикой короткими и удобными логистическими маршрутами. Свыше 80% монгольского экспорта направляется в Китай. Таким образом, усиление российских компаний в Монголии позволит Москве увеличить товарооборот с Китаем и ее долю в экономике КНР.

Политической целью РФ в вопросе интеграции Монголии в ЕАЭС является усиление геополитического влияния РФ на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии.

Рост активности Москвы в отношении Монголии связан с критическим ухудшением состояния монгольской экономики и кризисом платежного баланса. По сло­вам ми­ни­стра фи­нан­сов страны, общий го­су­дар­ствен­ный долг Мон­го­лии со­став­ля­ет около 5 млрд дол­ла­ров. Соотношение госдолга к ВВП в 2017 году может достигнуть 78%. Существуют проблемы с выплатой заработных плат в государственном секторе. Центральный банк в целях поддержки национальной валюты пошел на повышение процентной ставки на 4,5% — до 15%. За месяц тугрик потерял в цене 7,8%. Объем экономики Монголии составляет 12 млрд долларов.

Высокий уровень экономического роста Монголии был обусловлен активным спросом на экспортное сырье. Кризис в Монголии обозначился в 2011 году, когда рост Китая за­мед­лил­ся.

Интеграция Улан-Батора в ЕАЭС может получить внутриполитическую поддержку благодаря победе на июньских выборах Мон­голь­ской на­род­ной пар­тии. Данная политическая организация находилась у власти в период до 1991 года и имела глубокие связи с Кремлем. Новый пре­мьер-ми­нистр Эр­д­энэ­бат Жар­гал­тул­гын взял курс на сроч­ную ста­би­ли­за­цию эко­но­ми­ки и вос­ста­нов­ле­ние фи­нан­со­вой дис­ци­пли­ны. Начавшийся в августе валютный кризис сорвал планы правительства. 

Валютные резервы составили по итогам июня 1,3 млрд дол­ла­ров, что на 23% меньше показателя января. Уровень зарплат в госсекторе снизился на 60%. До­ход­ность 10-лет­них го­су­дарствен­ных цен­ных бумаг с мо­мен­та вы­пус­ка в 2012 году со­став­ля­ет более 7%. Таким образом, рост доходности облигаций свидетельствует о необходимости обращения Уланбаатора к внешней помощи. Исходя из условий предоставления кредитной помощи, скорее всего, Монголия выберет Россию в качестве источника кредитования, если Пекин не выйдет с альтернативным предложением.

Анализ ситуации свидетельствует об отсутствии у монгольского руководства стратегии преодоления кризиса, что способствует его склонению Москвой к принятию интеграционных решений.

Интеграция в ЕАЭС гипотетически может предоставить Монголии необходимые финансовые ресурсы за счет инвестиций, роста спроса на сырьевые товары или кредитной помощи для погашения внешних обязательств. Таким образом, существует высокая вероятность, что Монголия обратится к РФ за новой кредитной линией, условием которой может стать интеграция Улан-Батора в ЕАЭС, что позволит Кремлю на геополитическом уровне продемонстрировать возврат к советскому периоду влияния в регионе.

Президенты России, Китая и Монголии – Владимир Путин, Си Цзиньпин и Цахиагийн Элбэгдорж после трехсторонней встречи в рамках
саммита Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте, 23 июня 2016 года
Фото: kremlin.ru
Президенты России, Китая и Монголии – Владимир Путин, Си Цзиньпин и Цахиагийн Элбэгдорж после трехсторонней встречи в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте, 23 июня 2016 года

Обсуждение вопроса вступления Монголии в ЕАЭС является очередным доказательством его несостоятельности как экономической организации и доминирование политических мотивов в объединении. В отличие от высоких критериев, предъявляемых к кандидатам на вступление в ЕС, в ЕАЭС обсуждается вступление проблемной экономики с низким объемом потребительского рынка (3,2 млн.чел.) и превалированием сырьевого сектора, характерного для крупнейших членов: России и Казахстана.

В случае интеграции Монголии в ЕАЭС уровень взаимных экономических связей Улан-Батора с другими членами Союза не позволяет делать вывод о существенном росте экономической эффективности объединения. ЕАЭС становится региональным азиатским объединением с высокой долей политического компонента и постепенным снижением эффективности из-за расширения за счет все более слабых членов. Приоритет политики, который очевиден на примере переговорного процесса ЕАЭС с Сирией и Египтом свидетельствует о малоперспективности объединения и заложенной в него конфликтности. Маловероятно, что Пекин допустит возврат Монголии под влияние Москвы. Одновременно с этим существуют сомнения в том, что КНР пойдет на усиление Москвы в азиатско-тихоокеанском регионе за счет развития геополитических проектов.

Анатолий БаронинАнатолий Баронин, Руководитель аналитической группы "Da Vinci AG"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram