ГоловнаСвіт

Як Росія втрачає Індію

Недальновидная политика Кремля на Дальнем Востоке привела к осложнению взаимоотношений с Индией, руководство которой с настороженностью наблюдает за сближением Москвы и Пекина. В то же время Россия продолжает шантажировать Нью-Дели обострением ситуации в регионе. Параллельно с этим ведётся активная борьба за поставки вооружения на индийский рынок.

Президент России Владимир Путин ожидает встречи с премьер-министром Индии Нарендра Моди на собрании Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС) в Ташкенте, 24 июня 2016 г.
Фото: EPA/UPG
Президент России Владимир Путин ожидает встречи с премьер-министром Индии Нарендра Моди на собрании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Ташкенте, 24 июня 2016 г.

Кремлёвская патология

В 1978 году американские учёные Н. Нейдел и О. Киф обнаружили в правом полушарии человеческого мозга особую область, отвечающую за создание пространственной карты мира. Кроме того, исследователи установили, что при патологическом процессе в правом полушарии люди полностью теряют способность ориентироваться в пространстве. Видимо, эту способность и потеряло российское руководство, если решило обменять расположение старого индийского партнёра на китайские цепи.

Начиная с 1950-х годов, Дели входила в сферу влияния Кремля. Москва изначально воспринимала Индию как торговую площадку, где можно сбывать военную продукцию. После краха советского режима официальный Нью-Дели остался один на один с внешними угрозами, так как поставки оружия из России приостановились. Со временем Кремль вернулся на индийский рынок и продолжил сбывать индусам военную, правда, уже устаревшую, технику. Такая ситуация сохранялась до 2014 года, пока индийское правительство не возглавил Нарендра Моди.

Новый премьер решил полностью диверсифицировать экономику, в том числе увеличить долю западных производителей вооружений на индийском рынке. Подобный шаг был спровоцирован самой Москвой, у которой есть склонность не придерживаться графиков поставок оружия, повышать цены уже после подписания контракта и поставлять неисправные запчасти. В общем, после принятого индийским руководством решения России пришлось конкурировать с такими странами, как США, Франция, Британия и Израиль. Крах своей монополии на поставки оружия в Индию в Кремле восприняли как предательство.

Для того чтобы сохранить свои лидирующие позиции на самом крупном в мире рынке вооружений, Кремль начал шантажировать индийское руководство сближением с одним из главных оппонентов Индии – Пакистаном. Как известно, противостояние между этими двумя странами продолжается с момента получения ими независимости в 1947 году. Главная причина – в отстаивании права на владение областью Кашмир, которая ныне разделена между Индией, Пакистаном и Китаем.

Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу с пакистанским коллегой Хаваджой Асифом
Фото: function.mil.ru
Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу с пакистанским коллегой Хаваджой Асифом

В июне 2014 года Россия снимает эмбарго на поставки оружия в Пакистан, а уже 20 ноября министр обороны РФ Сергей Шойгу летит в Исламабад для переговоров со своим коллегой – Хаваджам Асифом. Понятно, что встреча носила декларативный характер и ничего, кроме общих фраз, из уст главы российского Минобороны не прозвучало: «В ходе встречи мы согласились, что двустороннее военное сотрудничество должно носить большую практическую направленность, содействовать повышению боеспособности наших вооруженных сил. Стороны обсудили комплекс конкретных мероприятий, представляющих конкретный интерес».

На протяжении последующих двух лет российская сторона заявляла о готовности продать Пакистану самоходные противотанковые ракетные комплексы «Хризантема-С» и боевые машины поддержки танков - «Терминатор». Также обсуждалась возможность поставок турбореактивных двигателей РД-93 для истребителей-бомбардировщиков JF-17 Thunder. Тем не менее, дальше уровня консультаций эти переговоры не продвинулись. Однако уже в 2016 году российская компания «Ростех» продала пакистанцам четыре боевых вертолёта Ми-35. Теперь Исламабад заявляет о желании купить ещё 10-12 единиц и выражает заинтересованность в приобретении истребителей Су-35М. Таким образом, как объясняют в Кремле, Россия помогает властям Пакистана бороться с терроризмом. По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, «Пакистан является одной из ключевых стран в сфере борьбы с терроризмом. Для России очень важно сотрудничество с Пакистаном в этой сфере».

Между тем, Индия настороженно относится к подобному партнёрству. В Нью-Дели считают, что поставками оружия Россия усиливает позиции Пакистана в регионе. Впрочем, индусов пугает не зарождающееся военное сотрудничество России и Пакистана, а сближение Москвы и Пекина.

Исторически между Индией и Китаем сложились прохладные, если не враждебные отношения. КНР наращивает своё военное присутствие на границе с Индией в надежде отобрать часть территории и удовлетворить таким образом сепаратистские настроения уйгуров и жителей Тибета. Финансовая экспансия Поднебесной в соседствующих с Индией странах может привести к потере лидерства Нью-Дели в Индийском океане. Кроме того, тесное военное и экономическое сотрудничество Китая и Пакистана угрожает целостности индийского государства.

Президент России Владимир Путин приветствует премьер-министра Индии Нарендра Моди (слева) и председателя КНР Си Цзиньпин
(справа) на саммита БРИКС в Уфе, 09 июля 2015 года.
Фото: EPA/UPG
Президент России Владимир Путин приветствует премьер-министра Индии Нарендра Моди (слева) и председателя КНР Си Цзиньпин (справа) на саммита БРИКС в Уфе, 09 июля 2015 года.

Конечно, премьер-министр Моди понимает, чем грозит сближение Китая, России и Пакистана для его страны. Именно поэтому, чтобы не дать окончательно сформироваться этому треугольнику, он принимает решение ввести своё государство в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В Нью-Дели наконец-то поняли, что России нужно искать замену.

Американский зонтик

В 2014 году, сразу после решения индийского лидера диверсифицировать импорт вооружения, США вытеснили Россию и стали главным поставщиком оружия в Индию. В последующие годы РФ снова вышла в лидеры благодаря подтверждению ранее заключенных контрактов на поставку больших партий военной техники. Так, за последние три года общая сумма российских оборонных контрактов с Индией превысила 5 миллиардов долларов. При этом США занимают второе место с небольшим отрывом, объем их сделок составляет около 4,4 миллиарда долларов. Согласно данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) к 2017 году Россия сохранит за собой первенство. А вот её доля на индийском рынке упадёт с нынешних 57% до 27-30%. Напротив, США увеличит свой экспорт вооружения до 20%.

Такие показатели объясняются тем, что качество российской военной техники уступает американской в разы. Ярким примером тому являются проигранные Россией тендеры. Скажем, индусы предпочли американские штурмовые вертолёты AH-64E «Apache» российским Ми-28. Очередной провал - проигрыш в конкурсе на поставку тяжёлых транспортных вертолётов: Ми-26 уступил американскому CH-47F «Chinook». Известно, что американские противолодочные самолеты P-8 потеснили российские Ту-142, а транспортный самолет Ил-476 проиграл американскому C-17 Globemaster.

АН-64 Apache
Фото: worldavia.net
АН-64 Apache

Под угрозой срыва и общий индийско-российский проект по созданию истребителя пятого поколения, на который уже никто не питает никаких надежд. С момента запуска этого проекта прошло уже восемь лет, но финальный контракт на конструкцию самолёта так и не был подписан. Сначала индусы жаловались на слабые двигатели, потом предъявили претензии к радару истребителя и его системе скрытности. Ныне индийская сторона всё чаще задумывается о сворачивании этой программы и покупке американского истребителя F-35 взамен российского. Если Индия выйдет из проекта, России из-за нехватки средств придётся сократить производство самолетов следующего поколения.

Однако Вашингтон предлагает Нью-Дели не только оружие, которое сможет защитить индийские границы от китайской или пакистанской угрозы, но также и своё заступничество. В июне 2016 года Вашингтон повысил статус Индии и признал её основным партнёром в сфере обороны. Как разъясняет первый заместитель министра иностранных дел Индии Субраманиам Джайшанкар, «этот статус значит, что в вопросе обмена технологиями, доступа к технологиям двойного назначения к нам будет такой же подход, как к ближайшим союзникам, партнерам США».

А 30 августа было подписано двустороннее соглашение между США и Индией о военной логистике. Как заявил глава Пентагона Эштон Картер, «речь не идет о создании баз. Это позволит использовать действующие базы и оборудование только для проведения совместных операций, когда мы примем такое решение». Соглашение регулирует использование наземных, воздушных и военно-морских баз для ремонта техники и пополнения запасов.

Министр обороны США Эштон Картер (слева) и министр Индии обороны Манохар Паррикар во время совместной пресс-конференции в
Пентагоне, 29 августа 2016 г.
Фото: EPA/UPG
Министр обороны США Эштон Картер (слева) и министр Индии обороны Манохар Паррикар во время совместной пресс-конференции в Пентагоне, 29 августа 2016 г.

Кроме того, несмотря на некоторые трудности в отношениях с Пакистаном, Вашингтон остаётся главным партнёром и финансовым спонсором Исламабада. Именно американское влияние может заставить пакистанские власти отступить от сближения с Китаем и прекратить расшатывать и без того хрупкую ситуацию в регионе.

На Дальнем Востоке борьба за влияние идёт между США и Китаем, а для России в этом театре глобальной политики места нет.

Делай в Индии

Вместе с тем, РФ нашла возможность сохранить свои позиции на индийском рынке вооружений в краткосрочной перспективе.

В 2014 году Нарендра Моди предложил своей стране новую концепцию - «Делай в Индии». Согласно этой инициативе, Индия на протяжении следующих десяти лет должна превратиться в ведущего экспортёра оружия. Так, планируется, что к 2025 году страна выйдет на уровень продаж в 3 миллиарда долларов ежегодно. Однако, чтобы не тратить времени на создание необходимой для этих целей промышленной базы, в Нью-Дели выставили поставщикам вооружений главное условие: доступ на индийский рынок взамен на передачу новых технологий. В отличие от США Франции и Израиля, Россия согласилась с этим требованием.

Интересно, что сам министр обороны Индии Манохар Паррикар заявил, что его страна в ближайшее время готова предложить на экспорт сверхзвуковые крылатые ракеты BrahMos, зенитно-ракетные комплексы Akash и истребители Tejas. «Как только будут удовлетворены потребности Вооруженных сил Индии, мы будем готовы поставлять их на экспорт», – заявил глава ведомства.

Ракетные комплексы Brahmos во время парада на честь Дня Республики в Нью-Дели, Индия.
Фото: EPA/UPG
Ракетные комплексы Brahmos во время парада на честь Дня Республики в Нью-Дели, Индия.

Как известно, BrahMos – это российско-индийская крылатая сверхзвуковая ракета, созданная на базе российской противокорабельной ракеты “Оникс”. Зенитно-ракетный комплекс малой дальности Akash – переработка советского ЗРК “Куб”. Для производства истребителя Tejas также используются российские технологии. Кроме того, ведутся переговоры о совместном производстве вертолетов Ка-226 и танков Т-90 МС.

Конечно, в краткосрочной перспективе Россия выиграет от инициативы Моди, однако в долгосрочной перспективе - проиграет. Как только Индия получит необходимые технологии и наладит массовое производство вооружения, она откажется от большей части совместных с Россией проектов. Более того, в дальнейшем Москва и Нью-Дели будут конкурировать между собой за рынки третьих стран.

США, Франция и Израиль не спешат делиться новыми технологиями с Индией. Они понимают, что через несколько лет Россия сможет предложить лишь ограниченный список новинок в сфере ВПК, наработанных еще во времена СССР, и вот тогда их доля на индийском рынке оружия возрастёт. Нью-Дели всё так же будет заинтересован в покупке у США противотанковых управляемых ракет Javelin, шпионских беспилотников у Израиля и многоцелевых истребителей у Франции.

Импортозамещение и другие неприятности

Кроме того, постепенно Россия становится ненадёжным партнёром для Индии. Ещё в декабре 2015 года индийское аудиторское агентство CAG представило экспертное заключение об эксплуатации купленных у России истребителей Су-30МКИ. Аудиторы заявили, что в среднем из 210 эксплуатируемых индийскими лётчиками истребителей от 115 до 126 единиц постоянно находятся на земле из-за поломок. А согласно данным индийского Минобороны, с момента начала эксплуатации было потеряно шесть машин.

Между тем, в августе 2016 года стало известно, что Россия снова продала Индии бракованные истребители: в этот раз речь идёт о самолётах типа МиГ-29К и МиГ-29КУБ, поставки которых начались в конце 2014 года. Аудит показал, что 62% российских двигателей были признаны негодными.

Индийский офицер и заместитель министра обороны Индии Анхид Кумар на представлении реактивного истребителя Су-30МК-6, который
был разработан специально для Индии, на российским военным авиационным центром им. Жуковского, 15 июня 1998 года.
Фото: EPA/UPG
Индийский офицер и заместитель министра обороны Индии Анхид Кумар на представлении реактивного истребителя Су-30МК-6, который был разработан специально для Индии, на российским военным авиационным центром им. Жуковского, 15 июня 1998 года.

Эти случаи в очередной раз показывают, что предложенная вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным пресловутая программа импортозамещения провалилась. Дело в том, что для сборки практически всех видов военной техники Россия использует комплектующие из стран НАТО и ЕС. Именно поэтому российские специалисты не могут устранить неполадки: у них просто нет необходимых деталей.

Ведь ещё в 2015 году заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов докладывал Путину, что «к 2025 году стране удастся заменить лишь 826 образцов вооружений и военной техники». На сегодня заменили детали лишь в семи образцах из 127 запланированных.

Таким образом очевидно, что с каждым годом Кремлю будет всё сложнее удовлетворить запросы индийского руководства в сфере ВПК. Срыв сделок, нехватка комплектующих, передача технологий приведёт к постепенному уменьшению доли вооружения российского производства на индийском рынке. А не очень дальновидная внешняя политика Москвы на Дальнем Востоке только ускорит этот процесс.

Олександр ДемченкоОлександр Демченко, редактор відділу "Світ"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram