ГоловнаСвіт

Чувства верующих в России

Проект закона "Об оскорблении чувств верующих" прошел уже два чтения в Госдуме. Мнения россиян разделились: кто-то новый закон критикует, кто-то - ждет его, как манны небесной.

Фото: EPA/UPG

Религия - мощная движущая сила в нашем мире. В том числе и в России, которая, согласно ст. 14 Конституции Российской Федерации, является светским государством. А учитывая, что Россия является еще и страной с самым многочисленным православным населением в мире, нет ничего удивительного в том, что религия находит отражение в ее законодательстве.

Проект закона "Об оскорблении чувств верующих" (№ 142303-6) внесли в Госдуму в сентябре 2012 года, почти сразу после вынесения приговора по делу о "панк-молебне" группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве. Тогда трое активисток - Марина Алехина, Надежда Толоконникова и Екатерина Самуцевич - получили по два года колонии по уголовной статье "хулиганство" (по мотивам религиозной ненависти). Их адвокаты заявляли о несогласии с решением суда, ссылаясь на то, что акция содержала лишь признаки оскорбления чувств верующих, что является не преступлением, но административным правонарушением. Основываясь на этом, осужденные называли приговор незаконным.

Впоследствии Самуцевич освободили, заменив два года реального срока на условный. Мосгорсуд, однако, не стал смягчать наказание двух других участниц Pussy Riot, даже несмотря на их слова о том, что своим выступлением они не хотели оскорбить чувства верующих, а их акция носила политический характер.

"Мы не являемся воинствующими атеистами. Мы не воинствующие атеисты. Я хочу, чтобы меня сейчас услышали. Мы против рубки крестов, мы против воровства икон, мы против того, чтобы иконы поливали чернилами. Мы находим это отвратительным. Это для нас неприемлемо", - заявила в суде Алехина, так и не сумевшая растрогать судью.

Фото: EPA/UPG

Сейчас девушки продолжают отбывать свой срок, а законопроект о защите чувств верующих продолжает свое восхождение в ранг законов. 15 апреля 2013 года проект закона № 142303-6 прошел первое чтение в Госдуме. При необходимых 226 голосах его поддержали 330 депутатов. Законопроект предусматривал создание в Уголовном кодекс РФ отдельной статьи 243.1, "Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний", которая предусматривала наказание либо в виде штрафов в размере от 100 до 500 тысяч рублей, либо исправительные работы на срок от 200 до 400 часов, либо лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.

Ко второму чтению, состоявшемуся 21 мая, в текст законопроекта внесли несколько существенных изменений. В частности, теперь нарушителей решили наказывать по уже действующей 148-й статье УК РФ - "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий". Состав преступления теперь должен включать в себя "публичные действия", а не абстрактное "оскорбление", как в первом чтении. Хотя максимальный срок лишения свободы за публичное оскорбление чувств верующих сократился с 5 до 3 лет, штраф в размере до 500 тысяч рублей, равно как и исправительные работы, никуда не исчезли.

Стоит обратить внимание также на то, что законопроект в его нынешнем виде предусматривает не только защиту чувств православных христиан, но и аналогичную защиту исповедующих все остальные религии, поскольку не делит религии на "традиционные" и "нетрадиционные". Так, документ предусматривает наказание за "Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих", что можно толковать очень по-разному. Например, что явно для одного, для другого вовсе не явно. Непонятно также, как определить, что оскорбление имело умышленный характер. Кого подразумевает понятие "общество"? Какие, наконец, критерии публичности?

Вся эта неопределенность дает возможность предположить, что закон "Об оскорблении чувств верующих" ставит некую неопределенную социологическую группу - верующих - выше остальных и ограничивает права всех остальных групп, в том числе право на свободу мысли и слова, мнения и информации (ст. 29 Конституции РФ).

Фото: EPA/UPG

Многие видные общественные деятели предполагают, что в случае вступления в силу новый закон будет способствовать возникновению новых межрелигиозных конфликтов. Российская блогосфера, в свою очередь, на закон отреагировала бурно и преимущественно отрицательно. Критики законопроекта требуют обеспечить защиту и неверующим, а некоторые предлагают расширить действие документа на всех граждан России.

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР, дал российскому телеканалу "Дождь" комментарий по поводу нового закона: "Не трогайте их вообще. Не трогайте. Не заходи в храм, если ты не верующий. Не обращай внимания на лица, которые одеты в какую-то религиозную одежду. Не трогайте их, и все. Иначе – оскорбления. Может вызывать у них резкий протест. И может дойти дело до убийства людей. А зачем это делать? Сегодня возрождение религии во всем мире. Осторожнее. Потом все затухнет, и опять будет атеизм. Вот тогда уже можно будет и пошутить".

Михаил Маркелов, депутат Госдумы: "В интернете появился опубликованный доклад Госдепартамента США, который осуждает нас за принятие, в том числе этого закона, и говорит о том, что у нас идет целенаправленная кампания в стране по дискредитации деятельности различных религиозных организаций небольших. А это по большому счету – секты. Вот такое вмешательство во внутренние дела России, конечно, наводит на печальные размышления о том, что Америке надо все-таки обращать внимание на то, что происходит у них в стране, а не лезть во внутренние дела России. Это касается, в частности, сект, которые были перечислены в докладе Госдепа о том, что у нас интересы саентологов ущемляются. Хотя, вы знаете, в Америке во многих штатах эта секта запрещена".

"Никогда за последние 100 лет, за публикацию сказки Пушкина о попе и работнике его Балде никто не привлекался за оскорбление чувств верующих. Теперь, в случае если общественная обстановка и дальше будет деградировать, такие случаи могут появиться. Очень важно в самом начале четко защитить конституционный принцип светского государства. Сегодня была такая возможность, Дума ею не воспользовалась", - заявил Борис Кашин, депутат Госдумы.

Фото: kprf.ru

"Если закон будет принят в нынешнем виде, непонятно, как быть с произведениями многих писателей, поэтов и философов - Омара Хайама, Бертрана Рассела, Виссариона Белинского, Александра Блока, Владимира Маяковского. Как быть, в конце концов, со сказкой Пушкина "О попе и работнике его Балде"?" - заявил депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин, поправку которого к закону отклонили.

"Принятие закона и появление на основе него уголовных дел приведет к всплеску воинствующего атеизма, причем, в его самых агрессивных формах, породит вражду между верующими и неверующими, обострит межрелигиозную рознь", - заявил Юрий Синельщиков, член фракции КПРФ.

Митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул, что если закон будет принят, то волна антицерковных акций "будет остановлена, как это произошло в странах Запада. Сегодня Запад критикует нас за то, что мы обсуждаем эти меры, но в самих-то этих странах такие законы существуют. Там никто не позволит каким-то людям ворваться в храм, осквернить его и остаться безнаказанными".

Несмотря на то, что мнение российской общественности относительно закона о защите чувств верующих разделилось, ожидается, что в окончательном чтении противоречивый документ могут принять уже к концу текущей недели. Точная дата третьего чтения, однако, пока назначена не была.

Юрій МихайловЮрій Михайлов, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram